Латинская Америка / статьи / Латиноамериканские автобусы Раньше в Центральной Америке каждый автобус имел свое неповторимое лицо. Вернее сказать, целые автобусы походили на передвижные, картинные галереи. Инициатива раскрасить общественный транспорт исходила от группы коста-риканских художников, которым удалось заручиться поддержкой министерства культуры, компании "Переферика" и завода по производству красок, устойчивых к климатическим изменениям. Многие известные и неизвестные художники приняли участие в этом мероприятии. Единственным требованием было изобразить то, что можно разглядеть при движении и в необычной обстановке, то есть - на улице. Кроме того, художников просили разборчиво подписывать свои творения, чтобы у прохожих возникали четкие ассоциации между стилем и именем передвижника, вернее, переездчика.
Проекты росписи автобусов принимала строгая комиссия, состоявшая из людей искусства и представителей автобусных компаний. Первым из украшенных таким образом автобусов был расписан молодыми живописцами Флоренсией Урбиной и Мегелем Касафонтом. Вторым - автобус, покрытый изображениями животных. Его расписал художник-анималист Мануэль Сумбадо. В свое время он получил премию Национального салона живописи Коста-Рики.
Мероприятие имело такой большой успех, что другие автобусные компании не захотели оставаться в стороне. После первых 25 расписанных машин появились и другие. Коста-риканский опыт с цветными автобусами имел бешеный успех во всем регионе. Вскоре дороги многих латиноамериканских стран запестрели броскими рисунками.
Однако не так давно от двигающихся галерей решили отказаться. Транспортные чиновники, дорожная полиция и эстетствующие граждане сочли подобное творчество безвкусным, а в некоторых отдельных случаях пошлым, уродующим лицо города. К тому же Коста-Рика в своем движении к светлому будущему всегда ориентировалась на Европу, а в Европе общественный транспорт от руки не раcкрашивают. Был и еще один, более весомый аргумент, который выдвигали яростные враги картин-автобусов. "С появлением на улицах такого безобразия, - говорили они, - число аварийных ситуаций резко увеличилось". Картины, иногда выдающиеся, пришлось закрасить, к большому сожалению авторов.
|