|
|
+7 (495) 991-83-94 (мн.)(м. Кузнецкий мост) |
|
|
|
|
Латинская Америка / статьи / Загадка истуканов острова Пасхи
В наши дни накопилось столько теорий относительно назначения истуканов, что каждый волен сам выбирать, что ему больше нравится. Может быть, это были боги или обожествленные предки, по утверждению профессора Метро, а может - памятники конкретным королям, правившим островом. Тур Хейердал считает, что это портреты белых людей, прибывших на остров из Перу. Кук полагал, что это памятники погребенным тут же правителям. Кэтрин Раутледж, исследовавшая остров, в 1915 г. высказывала предположение, что часть истуканов изображала богов, а часть реальных людей.
В любом случае при таком разнообразии мнений круг потенциальных лиц весьма ограничен: Боги - короли - вожди - предки. При этом надо подчеркнуть, что собственные имена "моаи" никак не совпадают с именами остальных полинезийских божеств. Даже больше того, главным полинезийским богам на острове Пасхи вообще не нашлось места. Они были не известны островитянам. Зато у них были свои боги, которым они истово поклонялись, но которых не знала вся остальная Полинезия. Например, верховное божество Макемаке. Так что если "моаи" и представляют богов, то, скажем, местного значения, чисто островных. Они, в общем, могли давным-давно иметь в своей первооснове некогда живших реальных лиц, кем бы они ни были. Причем если более ранние "моаи" представляли разных людей, то более поздние - только одного человека. Правда, древние легенды, к сожалению, умалчивают кем он был. Скорее всего, жестокие войны на острове - такая же реальность, как и аху - платформы-постаменты, на который, собственно, и ставили "моаи". Их количество говорит о том, что кланов на острове было довольно много. Остров был густо заселен. По разным данным, число жителей острова могло колебаться от двух до двадцати тысяч человек, что для такого маленького островка слишком много. Принято считать, что гражданская война как раз и началась из-за перенаселения и нехватки еды: земли истощились, деревья были вырублены, прекратилась постройка лодок, с которых можно было ловить крупную рыбу. Короче, гнев островитян обратился друг на друга и на "моаи" как символ семьи врага. Однако предположение о том, что статуи уничтожались только враждовавшими друг с другом семейными кланами, по меньшей мере, половинчато. "Моаи" могли падать сами от времени, ветра и воды. Почти все истуканы были установлены на берегу спиной к морю и лицом в глубь острова. Первая большая волна, вызванная землетрясением или подводным извержением вулкана, легко могла повалить не одну фигуру.
|
|
|
|
|